Об иконе и ремесле
"Владыко дней моих! Дух праздности унылой,
Любоначалия, змеи сокрытой сей,
И празднословия не дай душе моей.
Но дай мне зреть мои, о Боже, прегрешенья,
Да брат мой от меня не примет осужденья,
И дух смирения, терпения, любви
И целомудрия мне в сердце оживи."
А. Пушкин
...Икона – это в первую очередь не то, что художник хочет сказать о Боге, а то, что Господь открывает ему о Себе. Наша задача услышать. Икона есть молитва в красках. Молитва предполагает общение. Икона есть объект литургический, а Литургия есть общее дело, поэтому рецепция церковным народом образа важна. Конечно, икона, как и молитва призвана вести народ за собой, помогать его восхождению по духовной лестнице. А это требует святости жизни от иконописца. Вот этого нам (я имею ввиду себя в первую очередь), и не хватает, вот тогда будет и дерзновение, но дерзновение в Боге. А пока мы все неофиты. Выбор нами языка иконописи 15 века обусловлен вовсе не тем, что нас так учили.... Просто язык иконы 14-15 века, это язык созданный Русью в период ее духовного подьема, и он нам близок, мы даже часто берем греческие, болгарские, сербские образцы и пытаемся перевести на этот язык, пытаемся избавиться от излишней приземленности, телесности...
Юлия Тихонова
Читать полностью http://www.art-sobor.ru/archives/2168#more-2168