Философские аспекты иконописного ремесла
Здесь Вы можете ознакомиться с моей перепиской на сайте http://www.art-sobor.ru/, которая предшествоваля публикации наших работ.
С уважением Юлия Тихонова
Публикации работ этих иконописцев предшествовала острая и где-то эмоциональная переписка с редактором портала Ириной Языковой и администраторами сайта. Эта переписка и нарушила негласное правило : рубрика “Страницы иконописцев” – только для самобытных и интересных художников. Теперь это скорее всего площадка для иконописцев, имеющих свое твердое творческое (или не творческое) кредо, место для дальнейших споров и рассуждений о развитии иконописи, ее значении и перспективах. Публикуя переписку, мы избежали правок и редактирования, сохранив ее характер, местами импульсивный и излишне резкий. Мы надеемся, что разговор не закончен. Сама Юлия, не пожелав далее полемизировать, тем не менее, согласившись на публикацию, обещала прислать ближе к лету более аргументированную статью в защиту своего мнения.
В отборе работ этих иконописцев мы по привычке руководствовались своим критериями, предпочитая те, где по возможности наиболее выражено творческое начало и меньше надоевших копийных перепевок и штампов, за исключением титульной фотографии.
Переписка публикуется с ответного письма Ирины Языковой на просьбу опубликовать работы в рубрике.
Спасибо, Юля. Отправила все на сайт, там кроме меня есть коллеги, они должны
посмотреть. Но я думаю, что препятствий к размещению не будет.
Но от себя хочу сказать кое-что. Конечно, вас так учили: точно следовать
древним образцам. И это хорошо в период учебы. Но все же копирование не
самый продуктивный метод работы. Хочется видеть у современных иконописцев
чуточку больше свободы, творчества, самостоятельности. Конечно, в рамках
канона. А то получается вторичность. Мы ведь так не мыслим, как мыслили в
15-16 вв, мы только форму повторяем, в большей или меньшей степени. Да и
глаз уже устает, когда видишь в храмах бесконечные копии известных образцов.
Но это не критика, а скорее совет. Не бойтесь творчества.
Но в целом, ваши работы очень достойные.
Успехов.
Ирина К. Языкова.
Здравствуйте, Ирина. Простите за несколько запоздалый ответ. Большое спасибо
Вам за участие. Не сочтите за оправдания, но просто хочется выразить свое
мнение. По поводу усталости от бесконечных копий я с Вами согласна, но, к
сожалению тут иконописец зачастую просто зависит от заказчика. Народ очень
часто хочет видеть в своем храме именно привычные ему образы и хорошо еще
если с древних образцов. Был случай – три раза переписывали икону св.
Матроны. Настоятель не мог убедить народ, что с открытыми глазами – это
Матрона, что как завязан платок – не принципиально. Народ требовал копию с
софринского растиражированного образца, буквально бунт устроили. Правда на
две иконы не принятые народом тоже нашлись желающие. Самое интересное, что
образ с открытыми глазами оставил себе настоятель, говорит: “это будет для
меня, а то для народа.” Но это конечно не главное, что я хотела сказать.
На самом деле большинство наших работ конечно носят не самостоятельный, но
компилятивный характер. Есть, например иконы Богородицы, которые с большой
натяжкой можно отнести к какому-то иконографическому типу. Но что касается
формы, языка иконописи, то он очень дорог нам, как дорог славянский язык
нашего богослужения. Икона ведь в первую очередь есть богословие, а не
искусство. А сейчас, к сожалению, создается много бесспорно талантливых
работ, но эти образы не побуждают к молитве. Поэтому мы пока учимся. Как
учимся мы повторяя слова молитв, написанные некогда святыми людьми. Я думаю,
что подлинный язык современной иконы может быть создан не в первом
поколении иконописцев и при условии духовного подвига труждающихся.
Простите меня за назойливость. Еще раз большое Вам спасибо. С уважением
Юлия.
Дорогая Юля!
Пересылаю вам письмо Светланы Ржаницыной. Я ей показала ваше письмо,
поскольку она один из организаторов нашего сайта, и она захотела вам
ответить, ведь вопросы, которые вы поднимаете, очень актуальны. Светлана как
и вы занимается иконописью.
С уважением Ирина К. Языкова.
Здравствуйте, Юлия!
Зависит от заказчика, конечно, каждый. Но только дерзновенный
харизматический художник не идет у него на поводу. Художник, которому есть,
что сказать. Вы говорите, что “Икона ведь в первую очередь есть богословие,
а не искусство”. Но богословие – это тоже Искусство. Как и молитва. Как и
проповедь. Как и понимание самого христианского учения. Ведь можно понимать
его формально, мыслить штампами или поверхностно. А можно глубоко, изнутри,
пропуская через себя. То есть вся наша христианская жизнь – это творчество,
это искусство. Мы можем плыть по течению, и это не правильно, а может
отстаивать, то что мы как христиане обязаны отстаивать в зависимости от
своих сил и понимания. Ведь какие-то порой на первый взгляд банальные истины
нуждаются в творческом осмыслении и анализе.
Что касается про талантливы образы, которые Вас не побуждают к молитве.
На мой взгляд, это дело субъективное. Меня лично не побуждают к молитве
плохо или равнодушно сделанные иконы.Неважно, копии ли это, или авторские
работы. Про мои иконы многие тоже говорят, что они проигрывают в образности.
Тем не менее, именно создание молитвенного образа – для меня главная задача
в иконе. Поэтому образность, молитвотворность икон – последние качества,
учитывая их субъективный характер, по которым мы отбираем работы для
представления на главной странице портала, но, безусловно важные.
Насчет поколений иконописцев, Вы как бы перекладываете на потомков наши
задачи. Я не говорю, о конкретной задаче создать собственный язык
современной иконы. Это явление невозможно форсировать, оно проявляется у
всех мыслящих художников, которые правильно понимают свою задачу, и хотят
идти дальше, не останавливаться на достигнутом. А Вы как бы говорите, дайте
нам сейчас жить спокойно и уютно, кормить семью и добросовестно выполнять то
, чему нас научили, а идти дальше с помощью общей молитвы будут наши дети.
И по поводу Ваших работ. Мне нравится, то что у Вас есть свободные
иконографии Богоматери. Я, с разрешения Ирины Константиновны, собираюсь в
продолжении статьи “А какая это Богородица?” открыть на форуме тему, где
предлагается размещать редкие иконографические типы, вполне традиционные,
можно не только современные. Будем рады если Вы поддержите нас на форуме.
Там в разделе “Портфолио иконописцев” представлено очень много достойных
мастеров.
Также мне нравится Ваша “назойливость”. Это говорит о том, что Вы не
равнодушные люди.
Что касается технического уровня Ваших работ, мне
тоже все нравится. Я даже с удовольствием поработала бы с Вами вместе, но
пока сейчас нет возможности. Но всегда буду иметь Вас в виду, если будет
работа.
С уважением, Светлана Ржаницына.
Здравствуйте, Ирина, здравствуйте, Светлана! Дерзну еще раз ответить на ваше
письмо. Я не совсем согласна с тем, что если иконописец учитывает желание
заказчика, то он идет у него на поводу. Во первых мы себя никогда не ломаем.
Никогда, например, не соглашались писать иконы типа Троица новозаветная,
Отечество и т.д. – считая их грубейшей богословской ошибкой. Как раз
создание таких икон отражало духовный уровень поколения (не отдельных лиц).
Вот об этом я говорила, когда писала, что не в первом поколении иконописцев
может быть создан подлинный язык современной иконы. Я вовсе не пытаюсь
переложить ответственность на следующие поколения, я написала “при условии
духовного подвига труждающихся”, а труждающиеся это и мы в первую очередь. Я
не знаю о какой харизме Вы говорите, но икона – это в первую очередь не то,
что художник хочет сказать о Боге, а то, что Господь открывает ему о Себе.
Наша задача услышать. Икона есть молитва в красках.Молитва предполагает
общение. Икона есть объект литургический, а Литургия есть общее дело,
поэтому рецепция церковным народом образа важна. Конечно,икона, как и
молитва призвана вести народ за собой, помогать его восхождению по духовной
лестнице. А это требует святости жизни от иконописца. Вот этого нам (я имею
ввиду себя в первую очередь), и не хватает, вот тогда будет и дерзновение,
но дерзновение в Боге. А пока мы все неофиты. Выбор нами языка иконописи 15
века обусловлен вовсе не тем, что нас так учили, мы к сожалению не
заканчивали иконописной школы,я закончила отделение худ. керамики, а муж-
худ. обработки металла, а ПСТГУ я заканчиваю не иконописный, а богословский
факультет (мне кажется я писала). Просто язык иконы 14-15века, это язык
созданный Русью в период ее духовного подьема и он нам близок, мы даже часто
берем греческие, болгарские, сербские образцы и пытаемся перевести на этот
язык, пытаемся избавиться от излишней приземленности, телесности, но не
всегда удачно. А по поводу заботы о детях: о.Сергий Бабурин (возможно вы его
знаете -настоятель храма в Гамбурге,где А.Солдатов расписывал) на вопрос
пишет ли Ирина иконы (его жена – она моя однокурсница была в АХПУ, потом
окончила иконописную школу) говорит: вот, четыре написала и показывает на
своих сыновей. И я думаю что он прав. Простите меня ради Бога за резкость
высказываний.
С уважением, Юлия.
Здравствуйте, Юлия!
Все прекрасно, то, что Вы написали. Но я не увидела Вас. Вы растворились в Литургии, в приходе, наверное это правильно. Но я так не думаю. Господь дал нам индивидуальность и способность к творчеству.
Также я очень рада, что у о. Сергия Бабурина очень прекрасные дети, но не совсем поняла, какое отношение они имеют к нашей дискуссии.
Про Ваше отношение к заказчикам мне понятно. Вы это вполне разумно объяснили, утверждая, что если человек молится, то должен разбираться в иконописи. Это замечательно , что вы так уважаете приходской народ. Мне надо у Вас этому поучиться. Но чтобы народу нравилась моя иконопись, мне надо писать по-другому. А я не могу.
Поэтому наш сайт прежде всего создан именно для поддержки таких иконописцев, которых, к сожалению, не всегда народ понимает.
Но мы уважаем хорошую копийную иконопись, и хороших иконописцев, которые в ладах с народом, в т.ч. Вас. Не публикуя вас в разделе, мы прежде всего хотим Вашей активности, регистрации, комментариев, публикаций на форуме. И до сих пор ждем и надеемся.
И по поводу нашей дискуссии, я так и не поняла, почему Вы не считаете иконопись искусством. А что это для Вас? Делание палаток? Плетение корзин? Если так, то честно говоря, я считаю такое отношение к иконописи оскорбительным. Но ссориться с Вами не хочу и надеюсь переубедить.
Что касается дерзновения и святости, на мой взгляд, без первого к последнему стремиться невозможно.
С уважением, Светлана.
Здравствуйте, Юлия!
Мы сделали ссылку на Вашу страницу на странице http://www.art-sobor.ru/ssylki
Надеюсь, наша дискуссия не прервалась.Это очень важный и актуальный разговор.
С уважением, Светлана
Здравствуйте, Светлана. Спасибо за ссылку. Что касается дискуссии, то мне кажется, что мы с Ириной друг друга поняли .
С уважением, Юлия
Жаль, что мне не удалось Вас убедить. А Ирина в последней статье на сайте, как мне показалось, не очень одобряет ремесленно-благочестивый подход к иконописи.
С уважением, Светлана.
Здравствуйте, дорогая Юлия!,
Пишу вам как один из администраторов портала Art-Sobor.ru. Ирина Константиновна познакомила меня с вашей перепиской. Сама по себе ваша переписка – это очень интересное, и главное, важное явление. Мне кажется что сейчас в современной иконописи как раз такой период, когда накоплен опыт и можно начинать делать выводы о том, куда двигаться и куда лучше бы не надо. Ваши комментарии на сайте показывают, что вы человек активно ищущий и переживаете за судьбу современной российской иконописи.(Здесь ошибка администратора. Комментариев Юлии Тихоновой на сайте нет) Всецело Вас поддерживаю в этом поиске и надеюсь, что совместными усилиями нам всем удастся прийти к какому-то универсальному и конструктивному определению, к неким пожеланиям-”наказам” иконописцам, которые будут полезны в первую очередь потому, что будут написаны современниками для современников.
Выложенная мною ссылка на Торрент с деяниями Соборов есть косвенное свидетельство моей работы над статьёй, которую я в течении месяца надеюсь опубликовать. Работаю в основном над тем, чтобы максимально очистить текст от эмоций и полемичности, двигаясь вместе с читателем к безусловным ценностям.
Надеюсь, что и вам будет интересно.
С уважением.
Филипп Давыдов